Храм-памятник битве под Москвой 1941 года

Храм-памятник битве под Москвой 1941 года

Проект Храма-памятника

Издавна на Руси существует традиция строить храмы-памятники воинам, погибшим за Отечество, независимо от успеха битвы,  в которой это произошло. Самый известный храм войне 1812 года – храм Христа Спасителя в Москве. А всего в память участников этой войны построено 300 храмов и монастырей.

 

В память об Отечественной войне 1941 – 1945 годов построен Свято-Георгиевский храм на Поклонной горе в Москве.
В последние годы стали возводиться храмы-памятники посвященные отдельным крупным битвам этой войны:
— храм в память погибших в Курской битве
— храм Всех Святых на территории мемориала «Мамаев курган» посвященный Сталинградской битве
— храм-памятник погибшим при обороне Ленинграда.

Все эти храмы не отличаются большими размерами.
За 70 лет прошедших после Московской битвы ни в самой Москве, ни на самых ближних к городу рубежах обороны не построено храма посвященного ее защитникам.
А ведь в 1941 году Господь и Богородица не оставили вниманием православную столицу.

Начало Великой Отечественной войны

22 июня еще в языческие времена считалось недобрым днем. В календаре наших предков эта дата значилась как день Скипера-Змея или змеиный день. В этот день на Руси ждали врагов. Считалось, что можно было услышать, как стонет «Мать Сыра Земля», если припасть к ней ухом, а в полях увидеть мышиные и волчьи стаи, кружащих воронов, знамения смерти и бед.

22 июня 1812 года Наполеон направил в войска воззвание, в котором обвинил Россию в нарушении Тильзитского соглашения и объявил ей войну.

22 июня 1941 года — день начала Великой Отечественной войны.

В этот день досталось и нашим противникам:

  • 22 июня 1815 года Наполеон подписал последнее отречение от престола после поражения при Ватерлоо;
  • 22 июня 1919 года, выполняя ультиматум Антанты, Веймарская ассамблея Германии проголосовала за подписание кабального мирного договора;
  • 22 июня 1940 года в Компьене Франция подписала капитуляцию перед Германией.

Особую значимость 22 июня 1941 года придает то, что этот день пришелся на год начала нового индиктиона.

В противоположность новому григорианскому календарю, введенному в России в 1918 году,  старый юлианский счет лет очень прост для астрономии, истории и пасхалии. Простота и практичность юлианского календаря объясняется тем, что дни здесь возвращаются к тем же числам через 28 лет, новолуния и полнолуния – через 19 лет, пасхалия повторяется через каждые 532 года. Период в 532 года составляет Великий индиктион, через который солнечные и лунные затмения, фазы Луны, дни – все возвращается к тем же числам. С 1941 года идет новый 15 индиктион, следовательно, предыдущий начался в 1409 году. Воевали тогда часто, но 1409 год — это год начала особой «Великой войны» польско-русско-литовских войск против немецкого Тевронского ордена крестоносцев, завершившейся его полным поражением.

День нападения – 22 июня был выбран вождями Третьего рейха не случайно. Они воспринимали нацизм как новое мировоззрение, основу для новой веры, которая придет на смену всем религиям мира. Большое  значение обретала реанимация древних языческих культов. День солнцестояния, 22 июня, был   праздничным днем в нацистской Германии. Совпадение его в 1941 году с «днем солнца» (так по-немецки  называется воскресение) считалось благоприятным знаком для начала войны.

Об особом почитании солнца в гитлеровской Германии свидетельствует также распространение свастики – древнего арийского символа солнца. Каждая чистокровная немецкая семья должна была иметь дома флаг с изображением свастики, причем ее на флаге должна была вышить хозяйка дома. Первой это сделала Магда Геббельс в 1933 году. Сам Геббельс неутомимо творил образ фюрера для всего мира и был одним из архитекторов Третьего рейха. В молодости он мечтал о сане католического священника и отвергал «нордическую религию» выпускника Московского университета, имперского идеолога Розенберга, но в дальнейшем сделал все, чтобы таких уверовавших в фюрера семей, как его, стало в Германии миллионы.

Гитлер назвал свой план войны с Советским Союзом планом  «Барбаросса» – в честь автора концепции восточной экспансии и непосредственного  участника крестовых походов против восточных народов, средневекового германского короля и императора  Священной Римской  империи (Первого Рейха) Фридриха  Гогенштауфена, прозванного его итальянскими подданными   «Барбаросса» (Рыжебородый).

22 июня 1941 года митрополит Сергий отслужив Литургию, собрался читать Акафист, но ему сообщили о начале войны. Местоблюститель произнес проповедь в тот же день разосланную по приходам для зачтения прихожанам:

Митрополит Сергий

«Пастырям и пасомым Православной Церкви.

Последние годы мы жители России утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и  привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину… Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не  посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и по вере… Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может…

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.

Господь нам ДАРУЕТ победу».

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Храм был заложен в 1649 году и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче. В 1990 году началось его восстановление, большой вклад в которое, внес Александр Абдулов. 5 января 2008 года в этом Храме прошло его отпевание.

22 июля 1941 г. Экзарх Московской Патриархии в Соединенных Штатах митрополит Вениамин выступая на  многочисленном  митинге в Мэдисон Сквер Гарден говорил: «Настоящее  столкновение Советского Союза с Германией произошло в  чрезвычайно знаменательный день. Есть единственный день в  году, когда  Русская Православная Церковь празднует память всех святых земли Русской от начала христианства до наших дней. И  этот единственный день в этом году совпал с 22 июня. Это  знаменательное  совпадение, несомненно, не случайно… Мы верим, что это есть знак милости русских святых к общей нашей Родине и это дает нам великую надежду».По тогдашним законам, запрещавшим Церкви вмешательство в государственные вопросы, действия эти были наказуемы.

В 1917 г. Великий Церковный Московский Собор восстановил праздник Всех святых, в земле Российской  просиявших. Установление этого праздника на роковой исторической грани между концом Святой Руси и началом богоборческого Советского Государства имело глубочайший религиозный и национальный смысл. Православная Церковь установлением этого праздника обратила внимание всех истинно православных  людей на единственную непреоборимую вечную защиту нашу – Собор всех его святых! В этот день Православная Церковь неотступно обращается ко всем русским святым и молит их о помощи.

Фактически 22 июня начали войну две духовные силы: одна, основанная на избранности крови и расы, и другая, основанная на любви к ближнему и своему Отечеству.

Собор Воскресения Христова Спас-на-Крови. В Санкт-Петербурге — сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен Царь-Освободитель — император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России

Сталин обратился к народу только 3 июля и в своей речи попытался найти объяснения  отступлению «непобедимой» армии. Назвав граждан страны не только товарищами, но и братьями и сестрами, он трижды назвал войну Отечественной. Это было поразительно, так как «Отечество» означает страну предков (отцов), странный поворот для руководителя партии, отказавшейся от всего предыдущего духовного наследия. В Манифесте Коммунистической партии (К.Маркс – Ф.Энгельс, 1848 г.) прямо сказано: «Рабочие не имеют отечества».На 22 июня 1941 года был назначен очередной взрыв церковного здания – московского Храма рождества Богородицы в Путинках, следующим должен быть храм Спаса-на-Крови в Ленинграде. Но с объявлением войны народ повалил в храмы, ведь даже по официальной Всесоюзной переписи 1937 года больше половины граждан СССР называли себя верующими. Сразу забылась «безбожная пятилетка», к концу которой в 1943 году в стране должна была быть закрыта последняя церковь. Появилась надежда, что закончится война государства со своим народом и начнется война за Отечество.

Слово «отьчьство» в древнерусском и средневеликорусском языке до 17 века означало не только «страна отцов» но также «род» и «избранная страна». Недаром Павел Первый, не любивший ничего старорусского, приказал изъять из языка слово «Отечество» и заменить его на слово «Государство».

Война стала официально называться Великой Отечественной, а в гимне войны «Вставай страна огромная…» она названа даже Священной. В 1943 году слово «Отечество» появилось и в новом гимне Советского Союза заменившем Интернационал, призывавший разрушить старый мир до основания.

Первое наступление на Москву

Наступление на Москву

На 30 сентября 1941 года Советская армия имела на Западном направлении 1250 тыс. человек, 770 танков, 9150 орудий и минометов, 677 самолетов. Соединения Вермахта сосредоточенные на Московском направлении насчитывали 1750 тыс. человек, 1700 танков, 19450 орудий и минометов, 950 самолетов.

Группа армий «Центр» начала наступление на Москву в первых числах октября 1941 года. Танковая группа Гудериана (выпускника  совместной советско-германской танковой школы в Казани) заняла  Орел. Западне Вязьмы в «мешок» попали 4 армии. Была взята Калуга.

Катастрофический исход сражений под Вязьмой и Брянском вызвал ликование в Германии. Только в плен было взято 650 тысяч солдат и офицеров. Впервые после начала восточной компании публично выступил Гитлер, объявив, что «противник разгромлен и больше никогда не поднимется!». Он даже дал указание  подготовиться к расформированию 40 пехотных дивизий для освобождения рабочей силы, необходимой  промышленности.

10 октября из остатков Западного и Резервного фронтов был образован новый Западный фронт во главе с Жуковым. В него направлялись части вышедшие из окружения и поступающие резервы, однако набралось всего 90 тыс. человек. Жуков сам рассказывал, что на участке фронта длиной около 300 километров, наши войска практически отсутствовали.

В Москве началась паника и беспорядочная эвакуация. С 20 октября Москва объявлялась на осадном положении.

Но в операции «Тайфун» произошел сбой, объяснявшийся в первую очередь приходом осенней распутицы. Интенсивные дожди начались со дня празднования Покрова Пресвятой Богородицы – 15 октября. Как вспоминал позднее Гудериан: «последующие несколько недель кругом стояла непролазная грязь». Войска могли передвигаться только по шоссе, но немцы все же смогли захватить Калинин, Можайск, Наро-Фоминск, Малоярославец и Алексин. В конце октября – начале ноября наступление прекратилось почти по всем направлениям. Не смотря на значительное продвижение в 230-250 км, прорваться к Москве не удалось. Наше командование получило самое главное – время.

7 ноября 1941 года

6 ноября 1941 года Сталин выступил на заседании Московского Совета депутатов трудящихся, прошедшего  на станции метро «Маяковская»:

Станция Маяковская

 

 

 

 

 

 

 

 

«За четыре месяца войны мы потеряли убитыми 350 тысяч и пропавшими без вести 378 тысяч человек, а раненых имеем 1 миллион 20 тысяч человек. За тот же период враг потерял убитыми, ранеными и пленными более 4 с половиной миллионов человек.

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОМНЕНИЯ, что в результате 4-х месяцев войны Германия, людские резервы которой уже иссякают, оказалась значительно более ослабленной, чем Советский Союз, резервы которого только теперь разворачиваются в полном объеме…

… Разгром немецких империалистов и их армий неминуем».

6 ноября 1941 года в Сталина стреляли.  Рядовой Московского округа ПВО Николай Дмитриев целился в вождя, но пуля попала в машину Микояна, разбив фару. О мотивах преступления Дмитриев на допросе сказал так: «До войны наши руководители в газетах и по радио всегда утверждали, что если начнется война, мы будем драться на территории противника. А вышло наоборот – немец все дальше идет, уже до Москвы дошел. Сколько людей полегло. Вот я и решил устроить свой личный суд над верховной властью за обман народа».

Сталин конечно понимал, что так думает большинство населения страны, ведь перед войной велась массированная пропагандистская работа о непобедимости советской армии. Но результаты вступления в войну оказались катастрофичны, хотя к началу войны мы имели подавляющее преимущество по всем видам вооружений, а танков, в том числе тяжелых, имели больше чем все остальные страны мира вместе взятые.

Армия лишилась веры в победу.

В сентябрьской директиве Ставки №001919 говорится:

«Опыт борьбы с немецким фашизмом показал, что в наших стрелковых дивизиях имеется немало панических и прямо враждебных элементов, которые при первом же нажиме со стороны противника бросают оружие, начинают кричать: “Нас окружили!” и увлекают за собой остальных бойцов. В результате подобных действий этих элементов дивизия обращается в бегство, бросает материальную часть и потом одиночками начинает выходить из леса. Подобные явления имеют место на всех фронтах. Если бы командиры и комиссары таких дивизий были на высоте своей задачи, паникёрские и враждебные элементы не могли бы взять верх в дивизии. Но беда в том, что твёрдых и устойчивых командиров и комиссаров у нас не так много».

Уже 16 июля 1941 года в войсках были восстановлены должности комиссаров и политруков, к ним необходимо добавить еще органы НКВД и заградительные отряды. Войсковой командир до должности командира дивизии не мог принимать самостоятельных решений даже в оперативных и тактических вопросах, ведь все приказы без подписи и печати военного комиссара являлись недействительными, а приказы комиссара или политрука должны были выполняться в любом случае.

Численность политотделов превосходила численность штабов, но вся эта армия не смогла изменить настроение в войсках. Только в плен к ноябрю 1941 года сдалось более 3 миллионов советских военнослужащих всех рангов. Срочно требовалась новая идеологическая конструкция или хотя бы демонстрация силы, а оттолкнуться от серьезных побед не удавалось, их просто не было.

Сталин понимал, что необходим сильный политический ход, чтобы снова стать вождем нации. А момент был очень удобен, наступление немцев к ноябрю явно приостановилось, начались поставки вооружений от союзников и, главное, наступала зима, к которой немецкие войска были плохо подготовлены.

Парад на Красной площади 1941 г

Парад на Красной площади 1941 г

Идея парада принадлежала самому Сталину, он пошел, ва-банк заявив с трибуны мавзолея: «Враг не так силен, как изображают его некоторые перепуганные интеллигентики… фашистские захватчики стоят перед катастрофой….В Германии теперь царят голод и обнищание. За 4 месяца войны Германия потеряла четыре с половиной миллиона солдат, Германия истекает кровью, ее людские резервы иссякают, дух возмущения овладевает не только народами Европы, подпавшими под иго немецких захватчиков,  но и самим германским народом, который не видит конца войны. Немецкие захватчики напрягают последние силы. Нет сомнения, что Германия не может выдержать долго такого  напряжения. Еще несколько месяцев, еще полгода, может быть годик, и гитлеровская Германия должна лопнуть под тяжестью своих преступлений… Под знаменем Ленина вперед к победе!».

Смотреть видео.

В морозное утро 7 ноября Сталин, поднявшись на трибуну мавзолея и увидев, что и так сильный снег повалил еще гуще, сказал: «Везет большевикам, Бог им помогает…». Как могли развиваться события при другой погоде можно только предполагать.

Идеологический сценарий состоялся.

Второе наступления немцев на Москву

До середины ноября нашими войсками было нанесено несколько контрударов локального значения. Особенно удачным было наступление западнее Серпухова, начавшееся 14 ноября. В ходе пятидневных боев противнику было нанесено серьезное поражение.

Оборона Москвы

Оборона Москвы

Немцы восстановили наступление на Москву 15 ноября. Предполагалось окружить город с севера и юга, а потом взять его, но бои под Серпуховом серьезно затормозили немцев на юге и реально наступление было успешным только с запада и с северо-запада.

4 ноября начались морозы и до весны снег и лед не таяли. Распутица закончилась и увязающая в грязи техника перестала быть сдерживающим фактором для действий обеих сторон. Постепенно образовался твердый наст. Снега было еще мало и техника могла передвигаться повсеместно. Наши оборонительные укрепления были сосредоточены вдоль главных дорог, но немцы, сохраняя силы, наступали по второстепенным, меняя направления ударов.

Не смотря на очень серьезное сопротивление, немцы подошли к Москве  практически вплотную. Были заняты Клин, Солнечногорск, Волоколамск,  Истра. Гитлер был настолько уверен в успехе, что перебросил часть авиации от Москвы в  Средиземноморье на помощь Муссолини.

1 декабря началось последнее массированное наступление на Москву в результате которого были захвачены самые ближние к Москве населенные пункты.

Между Киевским и Минским шоссе

2 декабря группа немецких танков с мотопехотой, двигаясь из района Наро-Фоминска, проникла далеко на восток, стремясь выйти к Голицино. К полудню 2 декабря немецкий 478-й пехотный полк при поддержке 15 танков занял Юшково и Бурцево. Одновременно севернее из района Звенигорода к Голицино, двигались немецкие пехотные части. Возникла опасность больших клещей значительно вклинившихся в глубину нашей обороны, но на севере немцы в сторону Голицино,  продвинулись только на 4 километра.

Прорыв противника на наро-фоминском направлении

Прорыв противника на наро-фоминском направлении Схема с сайта http://militera.lib.ru

25-километровый танковый прорыв на центральном участке Западного фронта был абсолютно неожиданным и наиболее опасным. Немцы подошли к штабу Западного фронта в Перхушково на расстояние чуть более 10 километров и имели реальную возможность прорваться на Киевское или Минское шоссе.

При отступлении из Бурцево наши пытались поджечь село, но попытка не удалась и немцы получили возможность отогреться в домах. Предыдущую ночь они провели в старых бетонных дотах на учебном танковом полигоне к западу от села. Мороз был под тридцать и в караул выходили с кирпичом, нагретым на печке. Завернутые в тряпки кирпичи прикладывали к затворам, чтобы масло не замерзало и оружие не клинило. Но рай просуществовал всего шесть часов. 478 пехотному полку было приказано отойти к Юшково.

Ликвидация прорыва противника под Бурцево

Ликвидация прорыва противника под Юшково-Бурцево. Схема с сайта http://militera.lib.ru

Положение спасло  наличие резерва  фронта в этом районе. Командарм 33 армии  Ефремов сформировал из переданных ему сил  танковую группу под  командованием  полковника Сафира и она 3 декабря  разгромила немцев.

По завершении операции генерал- лейтенант  М. Г. Ефремов доложил: «Комфронта генералу армии Жукову, 478 ПП (258-я пехотная дивизия) противника, усиленный танковым батальоном в р-не Юшково, Бурцево и лес северо-западнее разгромлен, остатки отошли на запад…». За этот бой Жуков по телеграфу наградил М.П. Сафира орденом Красного Знамени.

Бурцево, находящееся в одном километре от Юшково, оказалось самым ближним к Москве населенным  пунктом, до которого дошли немцы на центральном участке западного фронта (45 километров от центра Москвы).

 Фото. 1. Выстоявшая, не смотря на все невзгоды, церковь   Вознесения Господня в Бурцево.

Выстоявшая, не смотря на все невзгоды, церковь Вознесения Господня в Бурцево

В дальнейшем информация о Наро-Фоминском прорыве и действиях 33 армии была крайне ограничена. Жуков в своих «Воспоминаниях…» сделал основной акцент на бой 5-й армии у деревни Акулово  находящейся на 18 километров дальше от Москвы и во всех путеводителях, до сих пор, крайней точкой наступления немцев называется Акулово.

В Бурцево есть небольшой современный памятник и памятные доски с фамилиями погибших односельчан.  Памятником нашему народу остановившему врага около самой Москвы, является выстоявшая, не
смотря на все невзгоды, церковь Вознесения Господня.

Двухэтажная церковь построена в 1733 году,пострадала во время Отечественной войны 1812 года. Закрыта в конце 30-х годов, осквернена и варварски ограблена, а вновь открыта только в 1999 году. Постепенно ремонтируется, так как находилась в аварийном состоянии.

 

Церковь имеет высокие стены и мощное пятиглавие, венчающее почти на одном уровне ветви  «лепесткового» креста. В России имеется всего один подобный храм, это соборная церковь Донского  монастыря в Москве, которая и была использована как образец.

Памятник и памятные доски с фамилиями погибших односельчан в   Бурцево.

Памятник и памятные доски с фамилиями погибших односельчан в Бурцево

С 1924 года в Вознесенской церкви служил священник Владимир Алексеевич Покровский. В 1938 году он был арестован за «проведение повстанческих настроений» и 26 февраля 1938 г. расстрелян на полигоне Бутово. В 2002 г. Священномученик Владимир канонизирован Определением Синода РПЦ.

Храм спасло только забвение Нарофоминского прорыва. После войны не приветствовалось соседство советских памятников и церковных построек. Он и сегодня возносится высоко в небо, напоминая нам о вознесении Христа.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери

В Донском монастыре имеется надвратная церковь Тихвинской иконы Богоматери. В двухэтажной церкви в Бурцево весь первый этаж занимает придел Тихвинской иконы Богоматери.

Тихвинская икона Божией Матери – одна из трех икон Божией Матери, находившихся в России, авторство которых приписывают евангелисту Луке. В 1383 году за 70 лет до захвата Константинополя турками, икона пропала и явилась в новгородских пределах над водами реки Тихвинка. На месте явления иконы впоследствии появился Успенско-Богородичный мужской монастырь с Успенским собором.После победы над шведами в 1617 году икона становится общерусской святыней и ее начинают почитать как покровительницу северо-западных рубежей России.

После революции в 20-х годах монастырь был закрыт и разорен.  Икону не реквизировали лишь потому, что, по мнению Гохрана, она не представляла материальной ценности. До войны икона  находилась в Успенском соборе. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы в декабре (тогда же когда добрались до Бурцево) потревожили святой образ, вывезя с территории монастыря все старинные иконы. Далее она попала в Псков, затем в Ригу, где была передана на попечение епископу Рижскому Иоанну. С ним икона попала в Германию и далее в США. В Америке он жил в Бостоне, Нью-Йорке и Детройте, а в середине 50-х поселился в Чикаго, где был настоятелем Свято-Троицкого собора до кончины в 1982 году.

Согласно завещания Иоанна, возвращение иконы в Россию могло стать возможным при полном возрождении Тихвинского монастыря. И это чудо произошло. Летом 2004 года с остановками в Риге,  Москве и Петербурге, где ей поклонились сотни тысяч верующих, икона вернулась в Успенский собор Тихвинского монастыря, который был построен специально для нее 450 лет назад по указу Ивана Грозного.

Принятый за основу Бурцевского храма Донской монастырь основан в 1591 году после отражения нападения на Москву крымского хана Газы Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо. В монастыре находилась Донская икона Божией Матери которой преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия (в дальнейшем Донского) на битву, состоявшуюся в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года (по старому стилю) на Куликовом поле.
В 1812 году монастырь также был разорен французами.

Между Минским и Волоколамским шоссе

Немецкие войска не стали брать Звенигород, а обошли его. Если наступление в сторону Голицино захлебнулось, то севернее они продвинулись на значительное расстояние в сторону Москвы. Об этом прорыве широкой публике практически ничего не известно.

Фото 3. Памятная стела в Маслово.

Фото . Памятная стела в Маслово.

1 декабря на правом фланге 5-й армии началась сильная артиллерийская и  авиационная подготовка врага. Пехотные дивизии немцев нанесли удар  по нашим 144-й и 18-й  стрелковым дивизиям. Ближе всего к Москве  продвинулись передовые подразделения 87 пехотной дивизии 9-го  армейского  корпуса, достигшие дачного кооператива  Николина Гора. Самой  ближней к Москве точкой, где были остановлены немцы оказалась  маленькая деревня Маслово или ранее Масловка (34 километра от центра  Москвы), которую немцы заняли 2 декабря после небольшого боя и  удерживали до утра 5 декабря. Находится она в одном километре от Николиной Горы. На месте боя в 50 метрах восточнее деревни находится обелиск и братская могила погибших здесь 14-ти наших бойцов. На обелиске никакого упоминания о том, что здесь произошло, только стандартная фраза «Слава…».  Немцы не заняли саму  Николину Гору, они только обошли ее, побывав даже в санатории «Сосны» вплотную примыкающем к горе.

Николина гора

Окрестности Николиной горы в наше время

Места эти известны по Николиной Горе с ХV-го века, когда здесь находился Никольский монастырь с церковью Николы на песку. В 1619 году на горе была устроена торжественная встреча отца царя Михаила Романова – митрополита Филарета, возвращавшегося из польского плена. В 1623 году постройки монастыря сгорели «от литовского разорения», и с того времени храм не восстанавливался. Остатки каменного фундамента церкви сохранялись до самой революции. После создания в 1926 году известного дачного кооператива фундамент оказался на участке Кончаловского, а позже Михалкова – автора гимна СССР 1943 года, в котором неожиданно было прославлено наше Отечество.

Между Волоколамским и Пятницким шоссе

Фото 4. Храм в Козино

Фото. Храм в Козино

Фото. Памятник рядом с восстанавливаемой Иоанно-Златоустовской  церковью в селе Козино

Фото. Памятник рядом с восстанавливаемой Иоанно-Златоустовской церковью в селе Козино

Фото. Мемориальный комплекс в Нефедьево с вечным огнем (сейчас не горит)

Фото. Мемориальный комплекс в Нефедьево с вечным огнем (сейчас не горит)

Последним рубежом обороны на этом участке традиционно считаются поселок Снегири на Волоколамском шоссе и деревня Баранцево на Пятницком. Мемориальный комплекс в Снегирях даже называется «Рубеж славы». Но, как уже говорилось, наши создали мощные оборонительные укрепления по основным дорогам, а немцы наступали клином между ними. На острие клина враг 30 ноября силами 10 танковой дивизии занял западную окраину деревни Нефедьево. Оборону восточной части деревни осуществляли батальоны 258 стрелкового полка 9-й стрелковой дивизии. Утром 2 декабря при атаке на наши позиции силами 86-го моторизованного пехотного полка при поддержке 10 танков немцам удалось прорвать две из трех линий наших траншей и подойти вплотную к селу Козино. Понимая, что противник вот вот овладеет всем укрепрайоном Нефедьево – Козино на командный пункт 258 полка расположенный в церкви Иоанна Златоуста села Козино прибыл с тремя танками комдив Белобородов. Под его непосредственным командованием в результате нескольких встречных атак враг к вечеру 2 декабря был отброшен к первой линии траншей.

3 декабря фашисты бросили на Нефедьево и Козино около 30 танков (еще у 20 оказались разморожены двигатели) и бой разгорелся с новой силой. Траншеи многократно переходили из рук в руки вплоть до разового прорыва немцев к храму в Козино, около которого был подбит единственный прорвавшийся танк. Только во время ночной атаки с 5 на 6 декабря враг был окончательно выбит из Нефедьево.

Первым памятником на братской могиле в Нефедьево был деревянный крест, который простоял до середины 50-х годов. Сейчас на этом месте мемориальный комплекс с вечным огнем, который, к сожалению, не горит. Последнее сооружение комплекса появившееся в 2006 году – памятник «Танк». Не совсем понятно, что он означает, так как на постамент установлен танк Т-55 появившийся в войсках в 1958 году.

Церковь Иоанна  Златоуста (основана в 1584 году, закрыта в начале 30-х) в селе Козино – крайней точке обороны (31 километр от кремля), взорвана в 1961 году. Сегодня в Козино построен небольшой деревянный храм. Предпринимается попытка восстановления каменного храма, но пока денег хватило только на фундамент. При раскопках под фундамент были обнаружены останки красноармейцев, которые перезахоронили рядом с храмом.

Мемориальный комплекс в Нефедьево – памятник «Танк»

Мемориальный комплекс в Нефедьево – памятник «Танк»

 Мемориальная надпись на памятнике «Танк»

Мемориальная надпись на памятнике в Нефедьево «Танк»

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст (ок. 347 – 14 сентября 407 г.) архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трех Вселенских святителей. В Православии он считается Великим Иерархом и Вселенским Учителем.

4 года святой провел в трудах пустынножительства, а два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.

В 386 году святой Иоанн был рукоположен во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Он оказался блестящим проповедником и стал называться «Златоуст».

В 397 году Иоанн был поставлен на Константинопольскую кафедру в качестве патриарха. Он начал с духовного совершенствования священства и лучшим примером был сам. Суд, составленный из иерархов, обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил смерть изгнанием, но той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Императрица умоляла Иоанна вернуться, но милости хватило не надолго и святитель оказался в Армении. Зимой 406 года он тяжело болел, но из Константинополя пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунда в Абхазии). Истощенный болезнью святитель, в сопровождении конвоя, три месяца пешком совершал свой последний переход, В Команах (окрестности современного Сухуми) силы оставили его, он отошел со словами «Слава Богу за все».

В 438 году мощи святителя в серебряной раке были торжественно перенесены в Константинополь, это удалось сделать только тогда, когда у гроба было зачитано раскаяние императора. В 1204 году после 4-го крестового похода и разграбления столицы  Византии крестоносцами, мощи попали в Ватикан. Только спустя 800 лет в 2004 году реликвия была передана обратно  православным и возвращена в Константинополь.

Между Пятницким и Ленинградским шоссе

Фото. Памятник обороне Москвы – «Штыки» (находится на пересечении  Ленинградского шоссе и Панфиловского проспекта г. Зеленограда).

Памятник обороне Москвы – «Штыки» (находится на пересечении Ленинградского шоссе и Панфиловского проспекта г. Зеленограда)

 Памятник на братской могиле в бывшем селе Ржавки (пересечение Ленинградского шоссе и Московского проспекта г. Зеленограда).

Памятник на братской могиле в бывшем селе Ржавки (пересечение Ленинградского шоссе и Московского проспекта г. Зеленограда)

Главный советский памятник обороне Москвы – «Штыки», находится на пересечении Ленинградского шоссе и Панфиловского проспекта города Зеленограда. Рядом поселок Ржавки, названный по несуществующему сегодня селу, находившемуся раньше на Ленинградском шоссе в трех километрах ближе к Москве. На месте монумента была братская могила, в которой похоронили бойцов погибших в располагавшейся невдалеке деревне Матушкино. При строительстве Зеленограда в нее переносились останки  красноармейцев находящиеся на территории застройки. В 1974 году был насыпан курган и сооружен монумент. От самого села Ржавки сохранился памятник на братской могиле (пересечение Ленинградского шоссе и Московского проспекта) и церковь Николая Чудотворца во Ржавках (1828 г.). Вдоль  Ленинградского шоссе немцы дошли почти до этого храма и его колокольня использовалась для наведения огня. Дальше храма они продвинуться не смогли (3 км от «Штыков» и 35 км от центра Москвы). Никакого памятного знака в этом месте нет.

Бой 8-й гвардейской стрелковой дивизии за Крюково 7–8 декабря 1941  г.

Бой 8-й гвардейской стрелковой дивизии за Крюково 7–8 декабря 1941 г. Схема с сайта http://militera.lib.ru

Фото. Монумент «Последний рубеж» (Ленинградское шоссе)

Монумент «Последний рубеж» (Ленинградское шоссе)

Фото. Церковь Николая Чудотворца во Ржавках (1828 г.)

Церковь Николая Чудотворца во Ржавках (1828 г.)

Запутывает ситуацию наличие еще одного монумента «Последний рубеж» (танк Т-34 на постаменте), находящегося также на  Ленинградском шоссе, в одном километре от «Штыков» в сторону от Москвы. В отличие от множества памятников с тремя стандартными  фразами, ничего не говорящими о причине  нахождения в конкретном месте, тут присутствует разъяснение: «Здесь 30 ноября 1941 г. доблестные воины 16 армии и  московского народного ополчения остановили врага. С этих рубежей 6 декабря 1941 г. они начали разгром немецко-фашистских захватчиков». В первоначальном варианте в 1966 году строители монумента поторопились и по ошибке, танк развернули в сторону Москвы. Рокоссовский, приехавший с проверкой за день до открытия памятника от души матерился, тем более танк был поставлен с внешней турелью которую благополучно уворовали.
На самом деле гораздо ближе к Москве серьезные бои по этому направлению были за поселок Крюково (5 километров юго-западнее «Штыков»). Поселок хотя и вошел в черту Зеленограда, но не полностью  подвергся современной застройке и в нем имеются здания, восстановленные после войны. Бои в районе Крюково начались 29 ноября 1941 года. Натиск 11-й и 5-й танковых дивизий противника сдерживали 7-я и 8-я гвардейские стрелковые дивизии, 1-я гвардейская танковая бригада и 44-я кавалерийская дивизия.

Фото. В Крюково можно видеть бывшие урепления.

В Крюково можно видеть бывшие укрепления

Фото. Господствующая высота в Каменках

Господствующая высота в Каменках

30 ноября в танковые группы немцев поступило распоряжение штаба группы армий «Центр»: «В последнее время установлено, что противник пытается облегчить свое положение, перебрасывая целые дивизии или части дивизий с наименее угрожаемых на наиболее угрожаемые участки фронта. Прибытие нового  пополнения было замечено только на одном участке и в небольшом количестве. Из этого следует, что оборона противника находится на грани кризиса. Необходимо напрячь все силы, чтобы  использовать эту слабость противника…». Командующий фон Бок ввел в бой последний резерв – 1-ю танковую дивизию.

Фото. Позиции в Рузино, откуда велся огонь по укрепрайону в  Крюково

Позиции в Рузино, откуда велся огонь по укрепрайону в Крюково

Непосредственно Крюково оборонял 1073 стрелковый полк. Он смог удержаться до обеда 2 декабря и начал отходить. Особенно большие потери понес 3-й батальон полка, потерявший около половины личного состава. Не смотря на многочисленные директивы отбить Крюково, это не удавалось сделать. Немцы крепко держались за поселок. Они превратили его в опорную базу, используя большое  преимущество в танках и естественные  возвышенности. В сторону Пятницкого шоссе была захвачена деревня Каменка, также возвышающаяся над местностью.

Фото. Старый Покровский храм в селе Рузино

Старый Покровский храм в селе Рузино

С нашей стороны огонь по Крюково корректировался из села Рузино. С колокольни Покровского храма Крюково было видно как на ладони и,  естественно, она использовалась для наведения огня. Наши танки 1-й гвардейской танковой бригады и кавалерия располагались под защитой  артиллерии в лощине между двух возвышенностей. На одной находилась село Рузино, на другой пионерский лагерь с тем же названием.

Фото. Остатки пола Покровского храма, с колокольни которого   корректировался огонь по Крюково

Немцы неоднократно выдвигались из Крюково в сторону Москвы, но вечером возвращались обратно. 3-4 декабря они  появлялись на окраине деревни Рузино у моста через речку Горетовку.

 

В течение 4 и 5 декабря 8-я гвардейская стрелковая дивизия вела бои в самом  Крюково.  Противник, сосредоточив два батальона пехоты и 60 танков, оказывал упорное сопротивление, используя орудия и пулеметы, установленные непосредственно в домах приспособленных для обороны. После ряда  контратак немцам удалось даже овладеть МТС северо-восточнее Крюково, но дальнейшее их продвижение было остановлено. Два батальона 1075 стрелкового полка в результате атаки немецкой пехоты при  поддержке 10 танков были окружены, но смогли выбраться из окружения. К исходу дня 5 декабря в 1075 стрелковом полку, действовавшем совместно с 1073, осталось в строю 177 бойцов.

Воинское захоронение

С рубежа Менделеево – Матушкино – Крюково – Кутузово – Рузино бойцы 16-й Армии под командованием Рокоссовского 7 декабря 1941 года перешли в окончательное наступление и в результате   кровопролитнейших боев, доходивших до рукопашных схваток, Крюково и Каменки были освобождены.

 

Рузино, расположенное ближе всех к Москве, раньше  было подворьем Чудова монастыря  находившегося в Московском Кремле. В 16 веке была построена  церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Кирпичный храм сооружен в 1812-1815 годах, сразу после Отечественной войны на месте сгоревшего деревянного. Строительство велось на средства князя Д.М. Щербакова, сын которого, участвовал в Бородинском сражении. В 1899 году пристроены приделы в честь Сергия Радонежского и Тихвинской иконы Божией Матери. Из-за древней истории и связи с Чудовым монастырем, храм был очень почитаемым, достаточно сказать, что в Крюково бывшим и до революции большим поселением и первой железнодорожной станцией после Москвы, так и не было построено своего храма и прихожане предпочитали ходить за два-три километра в Рузино. К приходу Покровского храма относились и все деревни использовавшиеся нашими и немецкими войсками при боевых действиях в районе Крюково.  Храм был закрыт в конце 30-х годов, в 1941 году поврежден при обстрелах, но сохранился, а в конце 40-х разобран на кирпич, в частности из него построена котельная в пионерском лагере. Земля, принадлежавшая Храму в  Рузино, долгое время оставалась ничьей, и только благодаря стараниям монахини Иустины, которая 14 лет добивалась передачи земли Церкви, стало возможно восстановление Храма.  В 1997 году на этом месте была построена небольшая деревянная церковь, но она сгорела зимой 2009 года. Храм в Рузино, находящийся в 33 километрах от кремля, оказался одним из трех самых ближних к Москве  храмов, сохранившихся к 1941 году и принимавших непосредственное участие в боевых действиях (Козино, Ржавки и Рузино).

Чудов монастырь

Чудов монастырь

Чудов монастырь, основанный в 1358 году, был самым известным из церковных памятников, разрушенных большевиками. Он находился в Кремле на Ивановской площади (теперь на его месте мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание). В старину этот грандиозный монастырь даже назывался «Великой Лаврой». Монастырь был освящен во имя праздника Чуда в Хонех, посвященного спасению храма Михаилом Архангелом. Смысл этого Чуда трактовался как защита христианского храма от язычников. Для православной Руси, томившейся под игом иноверцев, праздник символизировал и спасительную помощь за Христову веру, и ее духовную победу.
В 1917 году монастырь был обстрелян снарядами, а 1919 закрыт и в нем разместился кооператив «Коммунист». В 1929 году Чудов монастырь был полностью разрушен для освобождения территории под строительство здания Президиума Верховного Совета.

Архангел Михаил

Архангел Михаил

Архангел Михаил – старший посланник Всевышнего, предводитель небесного воинства.

 

В православии архангел Михаил именуется «архистратиг» (по гречески – главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. В этом образе он почитается как покровитель «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

Известно Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя. Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила. Когда Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, он сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Церкви считается одним из великих. В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме столицы православного мира – Константинополе в 910 году. Огромное войско сарацин – иноверцев вторглось в пределы  Византийской империи. Присутствовавшие в храме при явлении Богородицы видели, как, преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы своей подобно молнии  блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. В ту самую ночь бежали сарацины.

Много раз спасала Богородица Царьград – Константинополь. Но праздник Покрова православные начали  отмечать не в Византии а на Руси .Со временем именно наша страна приняла от  тысячелетней  Византийской империи светоч православия, назвав Москву Третьим Римом. И Богородица также много раз спасала нашу столицу.

Нельзя конечно не упомянуть величайшего  подвижника земли Русской – Сергия Радонежского (1314 – 1392 г.). Он часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиниться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все  русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

С какой же огромной духовной силой столкнулись захватчики, подойдя к земле кремлевского Чудова монастыря. Как было не свершиться Чуду? И ведь оно произошло!

Видео: Устоять под перекрестным огнем (Телеканал Доверие)

Химки

Фото. Памятник Ежи в Химках

Памятник Ежи в Химках

Во множестве книг и статей упоминается появление мотоциклистов в поселке (ныне городе) Химки и даже далее на мосту через канал или у порта «Химки», а то и в московском районе Сокол. По разным источникам 16 октября, 30 октября, 2 декабря, а то и «в период с октября по декабрь», выдвинувшаяся со стороны Лобни немецкая разведгруппа 62 саперного батальона была уничтожена или остановлена ополченцами, или охраной моста, либо, по другим версиям, истребительным батальоном НКВД или дивизией имени Дзержинского. Никакого вразумительного разъяснения, почему саперы оказались на мотоциклах и двинули в разведку, нигде не приводится. Первоисточник похоже всего один – не воевавший Пауль Карель (псевдоним пропагандиста Третьего Рейха, исполнительного директора службы новостей Пауля Шмидта). Якобы дозоры 62-го танкового инженерного батальона из состава 2-й танковой дивизии по приказу самого командующего танковой группы «Север» (четверть всех танковых войск) должны были нанести удар по станции Лобня, но каким то образом их занесло на десяток километров в сторону, и они попали в поселок Химки к штабу 20-й армии.

Не было во 2-й танковой дивизии СС «Дас Райх» 62 батальона. Похоже пропагандисты во всех странах одинаковы.

Так-же, весьма известна версия из книги «Взлет и падение Третьего Рейха» американского журналиста Уильяма Ширера, находившегося до конца 1941 года в Берлине, где он мог общаться с Паулем Шмидтом. Ширер рассказывает о разведбатальоне 258-й пехотной дивизии, проникший в Химки 2 декабря. Но в дело в том, что в это время 258-я дивизия чуть не попала в окружение западней Москвы в районе Юшково – Бурцево, и в Химках быть не могла. Журналист просто перепутал (ведь село Бурцево действительно было крайней точкой наступления), уж больно хотелось написать про первый и последний взгляд на Кремль, хотя его и из Химок не увидеть. Многократно растиражированные в книгах, под копирку написанные фразы, сделали свое дело и монумент «Ежи» в Химках также стали называть «последним рубежом», и их на Лениградском шоссе стало уже три.

Между Ленинградским и Дмитровским шоссе

После захвата Солнечногорска и дальнейшего продвижения к Москве по Ленинградскому шоссе, немецкая группировка разделилась. 106-я пехотная дивизия и 2-я танковая дивизия устремились в район Красной Поляны, бывшей тогда районным центром (сейчас это район города Лобни). Из-за значительного разрыва на стыке 16-й и 30-й армий головные подразделения немцев быстро достигли Красной Поляны и 24 ноября 1941 года вошли в нее.

27 ноября командующий 16 армией Рокоссовский по личному указанию Сталина собрал группу войск и атаковал немцев в Красной Поляне, отбросив их на 3-5 километров севернее. 30 ноября после нескольких попыток немцы вновь заняли Красную Поляну, а на следующий день продвинулись далее на 5 километров и заняли село Катюшки. До центра Москвы оставалось всего 27 километров. Это самая близкая точка к столице, где побывали фашисты за всю историю Великой Отечественной.

1 декабря Катюшки несколько раз переходили из рук в руки, но итог был не в нашу пользу, а противник смог продвинуться восточнее, до станции Лобня, взорвав ее. Немцы превратили Красную Поляну в мощный укрепленный центр подобный Крюково. Но глубокий снег и наступившие в начале декабря морозы сделали танки почти бесполезными, и немцы оказались в своеобразной ловушке.  Тем не менее, освободить Красную Поляну  войскам 20-й  удалось только в ходе двухдневных наступательных боев 7-8 декабря. В Катюшках враг бросил два 300-миллиметровых орудия, предназначавшихся для обстрела Москвы.

Фото 21. Травяные круги на месте храма – все что осталось от разрушенного в 1928 году женского монастыря, подворья известного с ХVI века Московского Никитского монастыря в Катюшках.

Травяные круги на месте храма – все что осталось от разрушенного в 1928 году женского монастыря, подворья известного с ХVI века Московского Никитского монастыря в Катюшках

Эти события были преданы забвению по ряду причин, во-первых, освобождали деревню Катюшки войска 20-ой армии генерала Власова, который по понятным причинам не мог быть представлен героем, во-вторых, согласно официальной пропагандисткой линии не желательно было показывать слишком сильное продвижение противника в сторону Москвы после парада 7-го ноября.

И это место тихо пришло в забвение, сейчас застраивается 17-ти этажными зданиями, пройдут год-два и здесь вообще ничего не останется.

Травяные круги на месте храма – все что сохранилось от разрушенного в 1928 году женского монастыря, подворья известного с ХVI века Московского Никитского монастыря. Подворье находилось на ближней к Москве окраине села Катюшки в бывшем имении предков царственного дома Романовых.  Здесь же находилась церковь Серафима Саровского в Катюшках (1904-1905 г.).

По заросшей тропе можно и сегодня подойти к маленькому участку не занятой огородами бывшей монастырской земли и поклониться у памятного креста монахиням, пострадавшим за веру и нашим воинам защитившим здесь Отечество.

Фото. Все, что осталось от Никитского монастыря в Катюшках, это кирпич, который был разобран местными жителями для личных хозяйственных построек.

Все, что осталось от Никитского монастыря в Катюшках, это кирпич, который был разобран местными жителями для личных хозяйственных построек

Никитский монастырь был основан в 1582 году боярином Никитой Романовым (дедом царя Михаила Федоровича) при каменной церкви великомученика Никиты. Монастырь сильно пострадал в 1812 году, ценности обители были разграблены. До революции в монастыре хранилась священная реликвия – частица пальца Св.Никиты

Фото. Памятный крест монахиням, пострадавшим за веру и нашим воинам защитившим здесь Отечество на бывшей монастырской земле в Катюшках

Памятный крест монахиням, пострадавшим за веру и нашим воинам защитившим здесь Отечество на бывшей монастырской земле в Катюшках

 

Поминальный крест в Катюшках

Поминальный крест в Катюшках

Катюшки

Монастырь закрыт в 20-х годах несколько раньше храма в Катюшках. Некоторое время в кельях еще жили монахини, а на колокольне звонил величайший музыкальный гений Константин Сараджев, не признававший никаких музыкальных инструментов кроме колоколов (именно для него несколько колоколов из московских храмов были закуплены американцами, что фактически спасло их и позволило недавно торжественно вернуть в Россию).
После закрытия обители ее здания были переданы Московскому университету, а в 1933 году разобраны. С 1897 года настоятельницей Никитского монастыря была игумения Паисия, человек исключительной доброты. Отец Иоанн Кронштадтский называл ее своей второй матерью. Храм в Катюшках был построен при ней, около него она и была похоронена. О  местонахождении ее могилы сегодня ничего не известно.

С 1905 по 1917 годы заведующим Серафимовской церковно-приходской школы в Катюшках был  Священномученик Иоанн Виноградов, расстрелянный в 1937 году на Бутовском полигоне.

Серафим Саровский (1754-1833) – любимый народом великий русский святой.
Из пророчеств Серафима Саровского: «До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо  кровопролитие будет ужаснейшее. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних, уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь  ПОМИЛУЕТ Россию и приведет ее путем страданий к великой славе…»

Видео: Лобня. Катюшки. (ТВЦ)

Контрнаступление Красной Армии

Контрнаступление Красной Армии 1941

Контрнаступление Красной Армии 1941

5 декабря считается официальным Днем начала контрнаступления советских войск под Москвой. Но реальные события этого дня никак не дотягивают на серьезное наступление. На Калининском фронте удалось захватить плацдарм на западном берегу Волги и на этом наступление захлебнулось. Было освобождено также несколько деревень северо-восточнее Звенигорода. И все.

Совинформбюро сообщило о наступлении только 12 декабря: «До 6 декабря наши войска вели ожесточённые оборонительные бои, сдерживая наступление ударных фланговых группировок противника и отражая его вспомогательные удары на Истринском, Звенигородском и Наро-Фоминском направлениях. ..6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в боях, предприняли наступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери…После перехода в наступление с 6 по 10 декабря частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов».

То есть даже официальная пропаганда называла 6 декабря. Была только одна причина для переноса в дальнейшем праздника на другое число – переломный момент в Московской битве совершился в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского – небесного защитника Русской земли, многократно, меньшими силами, побеждавшего немецких рыцарей. Никто не хотел делиться победой.

В той же сводке Совинформбюро была обозначена и основная идеологическая конструкция для будущего прославления победы:
«Жулики и шулера из игорного дома «Гитлер и К°»
Известно, что хвастун Гитлер на весь мир растрезвонил о том, что 7 ноября 1941 года состоится торжественный парад фашистских пешек на Красной площади в Москве.
Известно также, что парад на Красной площади 7 ноября 1941 года действительно состоялся, но то не был парад ее разбойничьих гитлеровских орд, а парад войск Красной Армии. Получив от советских войск ряд чувствительных ударов, гитлеровские жулики перестали бахвалиться о парадах. Более того, немецкое командование вдруг совершенно переменило тон в своих сообщениях. В последних сводках
банда Гитлера уже не сообщает о продолжающемся «по плану» наступлении своих войск. Немцы заявляют о том, будто бы на Восточном фронте свирепствуют морозы и снегопады и что «продолжение военных операций на Восточном фронте и их характер обуславливаются отныне наступлением русской зимы. Так как условия погоды не допускают больших наступательных операций, германское командование отказывается от таковых. На широком пространстве Восточного фронта происходят лишь операции местного значения».

Итак, немецко-фашистские жулики и шулера вопят, будто их наступление прервала суровая зима, морозы и снегопады.

Всё это является, конечно, сплошным враньём от начала до конца, ибо воровская армия Гитлера стала получать один за другим могучие удары от Красной Армии, независимо от наступающей замы. В самом деле, первая серьёзная победа советских войск произошла в районе Ростова-на-Дону, но не было тогда ни морозов, ни снега.

В районе Москвы, которой хотели овладеть немцы, но вынуждены были отступить, настоящей зимы ещё не было, ибо морозы, как правило, ещё не превышали 3-5 градусов. Наоборот, погода была благоприятна для немцев. Зима началась в этом году поздно и медленно.»


На самом деле стояла обычная для тех лет погода. В декабре сильно похолодало. Еще в приказе войскам юго-западного фронта от 4 декабря говорилось: «В связи с наступлением холодов и вьюжной погоды противник, как показала практика последних боев, как правило, действует от одного населенного пункта до другого. Легкое летнее обмундирование немецких солдат и  офицеров совершенно не приспособлено для действий в зимних условиях.  В силу этого тактика немецких частей сводится к занятию и удержанию населенных пунктов. В теплых хатах, сараях, стогах сена и оврагах прячется противник, спасаясь от холода и снега. Противник избегает вести длительный бой в поле, вне населенных пунктов».

Для предотвращения обморожений немцы были вынуждены занимать окопы и огневые рубежи только днем, а ночью оставлять только полевые караулы. Вот почему так удачны были ночные атаки.

В первых числах декабря морозы стали настолько сильными, что боевая техника немцев окончательно потеряла способность к передвижению из-за размороженных двигателей и отсутствия зимнего топлива. Только в Крюково было захвачено 60 неподвижных танков и 120 автомобилей, все, что имелось у немцев на тот момент. Лишившись танковой поддержки, испытывая колоссальные проблемы с подвозом боеприпасов из-за остановившихся локомотивов, немцы были выбиты из всех опорных пунктов.

И вдруг, после последних ночных атак 8 декабря резко потеплело, до –3 °С. Штаб управления погодой сделал свое дело.

Необычность победы под Москвой состоит в том, что даже наше командование было совершенно не готово к такому развитию ситуации. Не было даже приказа о подготовке и начале масштабного наступления. Жуков просил передать ему 1-ю ударную и 10-ю армии чтобы «ликвидировать опасные вклинения противника». Ставка потребовала представить план, который был доложен 30 ноября. Планом, например, предусматривалось нанесение правым флангом 16-й армии «удара по Крюково и далее в зависимости от обстановки». План был в целом одобрен и ставка издала директиву о контрударе, но не появилось конкретных приказов или указаний для армий и дивизий о подготовке и начале наступления. Главной целью плана было устранить непосредственную угрозу Москве. Со слов Жукова,  для постановки войскам более решительных целей у нас еще не было сил.

В декабре 1941 года Красная армия имела под Москвой 1 млн. 100 тысяч солдат и офицеров, 7600 артиллерийских стволов, 800 танков и около 1000 самолетов. Вермахт в свою очередь имел 1 млн. 700 тысяч солдат и офицеров, 13 тысяч стволов, 1200 танков и 600 самолетов. Ни до, ни после этих событий нам не удавалось длительно наступать меньшими силами.

Фактически у нас была новая армия. Сталин поверил второму сверхважному сообщению разведчика Зорге об отсутствии планов нападения на нас Кваньтунской армии Японии и оголил восточную границу. Наши  войска были лучше подготовлены к холодам и хотя не имели длительного боевого опыта, но и не имели опыта бесконечного отступления, ведь под Москвой была равная битва. Идеологическая работа коренным образом поменялась. Политработникам пришлось вспомнить и про Отечество, и про единство народа, и о великих предках, и о Святой Руси. Русская история и национальная культура из объектов глумления и оскорблений вдруг превратились в объекты почитания.

Гитлер недооценил боевые качества наших воинов и их моральный дух. Все немецкие военноначальники в своих воспоминаниях отмечают выносливость русского солдата, его способность терпеть нужду и воевать в условиях, в которых любой западной армии настал бы неминуемый конец. На 5 декабря потери Вермахта на восточном фронте составили 750 тысяч человек или 23% от общей численности войск, а в передовых  частях они доходили до двух третей. Остальное сделал мороз. Под Москвой потери от обморожения превышали боевые потери.

Успех наступления наших войск превзошел все ожидания, немцев удалось отбросить на 200-250 километров. О силе противника говорит то, что уже в середине января немцы остановили наше наступление и нанесли ряд серьезных ответных ударов. Отброшенный от Москвы враг закрепился у Ржева откуда его не могли выбить в течении полутора лет.

За всем обзором военных операций, внешних факторов, удивительных совпадений, нельзя не увидеть  промыслительную Десницу Божию. Господь не допустил завоевания Белокаменной. Наши предки всегда ценили помощь Господа и Богородицы. Но они не помогают нестойким.

7 декабря, не смотря на все призывы Гитлера присоединиться к войне с Россией, Япония напала на американскую базу в Перл-Харборе. Это нападение оказалось неожиданным не только для Вашингтона, но и  для Берлина. Гитлер был потрясен коварством, но выполнил свое устное обещание и 11 декабря Германия объявила войну США.

Наше Отечество

В первые месяцы войны наш народ прошел через гигантскую психологическую ломку. Не желая отдавать жизнь за коммунистические идеи, он смог вернулся к истокам и не отдать на поругание Отечество. Такой народ уже был не победим.

Когда плохо конкретному человеку, он вспоминает о Храме и Вере, когда плохо государству, оно также вспоминает об Отечестве и Вере. Отечество – это наш общий храм, который  строится тысячи лет, и еще тысячи будет надстраиваться нашими потомками. Останется от поколения гнилой этаж – и нет основы для последующих. В Москвской битве в нашем народе вновь возродилась та  нравственная основа, на которой мы пытаемся продержаться уже почти 70 лет.

После войны был огромный эмоциональный подъем, ждали перемен к лучшему. Но разочарование не заставило себя ждать. Победу узурпировала компартия и никакая другая вера, кроме как в Ленина и Сталина, уже не требовалась. Мы долго разбирались с теми, кто не поддержал новую религию, и только для нас был привычен вопрос в анкетах – «находились ли ваши родственники на оккупированных территориях?».

Нравственные потери слишком велики. Вопрос не только в том, что надо восстановить храмы, разрушенные нами до и после войны. Надо вернуть самим себе Отечество, которое не только объединяет нас с предками, но и с Господом, к которому мы обращаемся «Отче наш». И дай то Бог, чтобы мы вернулись в Дом свой, в котором по милости нашего небесного Отца обителей много.

Почему разрушались храмы

«Мы в вечную нравственность не верим….в
основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и
завершение коммунизма»

(Ленин В.И. ПСС, т.41, с. 313).

Война 1914 года, в которой Россия выступила в защиту православных сербов, вызвала горячую поддержку народа. Даже пацифисты, противники войны, приветствовали ее как «последнюю войну на свете» и «войну против войны». 20 июля огромные толпы народа приветствовали Николая II. Демонстранты разгромили германское посольство и подожгли здания немецких фирм. 18 августа была переименована столица. Санкт- Петербург утратил свое «немецкое» название и стал Петроградом.

Если на западном фронте Германия и Австро-Венгрия увязли на 4 года в «окопной» войне при застывшей линии фронта, на востоке события развивались чуть более динамично. Уже летом 1914 года наши войска вступили в Восточную Пруссию и в австрийскую Галицию, но дальше также пошла позиционная война. 19  апреля 1915 года началось «великое отступление» русских армий вызванное нехваткой, а то и полным отсутствием снарядов, патронов, ружей и даже сапог. Общее число убитых и раненых за время  отступления  составило 1 миллион 410 тысяч человек. Были оставлены Польша, Литва, Галиция и часть Белоруссии. Впервые фронт противника был прорван нашими войсками лишь в мае 1916 года, когда уже  прилично снабжавшиеся войска под командованием Брусилова заняли часть Голиции и Буковину, а также вошли в Карпаты.

2 ноября 1914 года Россия, отвечая на обстрел наших портов, объявила войну Турции. Зимой турецкие войска начали наступление, но потерпели полное поражение. Ответом было уничтожение около миллиона армян, в которых турки видели естественных союзников России. К июлю 1916 года русская армия глубоко проникла на территорию Турции. Как вполне возможное, рассматривалась полная победа над турецкими войсками, находившимися под командованием германского штаба и захват Стамбула (Константинополя) – великой столицы Византийской империи.

Но к концу 1916 года все стороны, не добившись кардинального успеха, устали от войны. Казалось, что настал момент для мирных переговоров. Но они не состоялись, а в апреле 1917 года в войну на стороне Антанты вступили США.

В феврале 1917 года в России произошла революция. Временное правительство, увязшее в говорильне и не имеющее возможности оперативно принимать решения, свернуло активные боевые действия.

24 августа 1917 года было принято Послание Священного Собора Православной Российской Церкви всему православному народу русскому: «…Родина гибнет. И не какие-либо не зависящие от нас несчастья тому причиною, а бездна нашего духовного падения….на несчастную Россию надвигается ужас междуусобной  войны… Православные! Именем Церкви Христовой Собор обращается к вам с мольбой. Очнитесь, опомнитесь, отбросьте вашу взаимную ненависть и внутренние распри, встаньте за Россию!».

Призыв не был услышан, все рухнуло за один год.

Большевики взяли власть 7 ноября 1917 года, а 8 ноября на съезде советов был принят декрет «О мире». 22 ноября председатель Совнаркома В. И.Ленин направил телеграмму во все полки фронтовых армий: «Пусть полки, стоящие на позициях, выбирают тотчас уполномоченных для формального вступления в переговоры о перемирии с неприятелем». Все боевые действия с нашей стороны были прекращены. До войск дошел декрет «О земле» отменяющий право частной собственности на землю. Он был понят буквально – «дома делят землю» и начался массовый исход солдат с фронта. На некоторых участках к январю не осталось ни одного солдата. Большинство, отправляясь домой, забирало с собой оружие, либо продавало его противнику.

15 декабря 1917 года, ценой огромных уступок, был подписан договор о перемирии, а 29 декабря вышел декрет «Об уравнении в правах всех военнослужащих». Все чины и звания в армии, начиная с ефрейтора, отменялись. Все объявлялись равными друг другу, и никто никому не подчинялся. Войска стали окончательно неуправляемы. Техническое их обеспечение также прекратилось, так как положением «О рабочем контроле» от 27 ноября рабочие получили полный контроль над предприятиями, а решения органов Рабочего Контроля стали обязательными для владельцев предприятий. Этим же положением ВЦИК отменялись все законы, стесняющие действия фабрично-заводских и других Комитетов. Промышленность встала. 10 февраля 1918 года Троцкий отверг германские условия мира, выдвинув лозунг «Ни мира ни войны». В Брест-Литовске, ставке германского командования, он заявил: «Мы выводим нашу армию и народ из войны. Наш солдат пахарь должен вернуться к своей пашне, чтобы уже нынешней весной обрабатывать землю, которую революция из рук помещиков передала в руки крестьянина… Мы выходим из войны, но мы вынуждены отказаться от подписания мирного договора». В тот же день было оглашено официальное заявление советской делегации:
«Отказываясь от подписания аннексионистского договора, Россия со своей стороны объявляет состояние войны прекращенным. Российским войскам одновременно отдается приказ о полной демобилизации по всему фронту».

18 февраля немцы начали наступление, захватив огромные территории в Прибалтике, Белоруссии, Украине и нацелились на Петроград, подтвердив мнение Ленина, что «наша армия в данный момент абсолютно не в состоянии отразить немецкое наступление».

3 марта 1918 года, на немецких условиях, был заключен Брест-Литовский мирный договор. От России отторгались Польша, Прибалтика, Украина, Финляндия, часть Кавказа. Армия и флот демобилизовывались, Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Германии. Россия должна была выплатить 6 миллиардов марок и 500 миллионов рублей золотом. В тот же день, опасаясь, что немцы, несмотря на заключенный мир, займут Петроград, советское правительство переехало в Москву. Общество массово заговорило о предательстве. А договор называли не иначе как «похабный». Продавил его, не смотря на всеобщую оппозицию, лично Ленин, подтвердив всеобщее убеждение, что большевики просто подкуплены немцами и все происходящее в Брест-Литовске, не более чем хорошо разыгранная комедия, в которой уже давно распределены роли.

Германское руководство перебросило восточную армию на запад, но это его не спасло, так как для армии уже не было резервов, разрастались масштабы голода и проблемы транспорта. Антанта победила и подписала Компьенское перемирие 11 ноября 1918 года. Были объявлены недействительными все договоры, заключенные ранее с Германией, что позволило Советской России 13 ноября этого же года аннулировать Брестский договор, но вместо победителей мы стали изгоями, а вместо репараций от немцев сами успели передать им более 120 тонн золота. С новым правительством Германии советская власть уже не считалась.

Чтобы начать войну нужно иметь хоть какое-то обоснование, тем более, оно необходимо для сознательной подготовки проигрыша в войне. Ленин попытался сделать такое обоснование еще в 1914 году, сформулировав тезис о необходимости поражения в войне и превращении империалистической войны в гражданскую, окончательно оформленный в манифесте ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия». Но спровоцировать наш народ на братоубийство не просто, потребовался целый комплекс взаимосвязанных провокаций.

Уже 15 ноября 1917 года была принята «Декларация прав народов России» провозгласившая право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. А народов в России много.

В развитие Декларации 3 декабря 1917 года было принято обращение Совета Народных Комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»: «..Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа….устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете на это право».

23 ноября 1917 года декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» были низведены до общей массы все люди имеющие поощрение за заслуги перед страной в виде званий, чинов, титулов.

III Всероссийский съезд Советов поддержал независимость Финляндии и Армении. Решением съезда устанавливался запрет для бывших эксплуататоров на работу в государственных структурах, в то же время вводилась всеобщая трудовая повинность. Было объявлено о переходе всех производств в собственность государства, окончательно была отменена собственность на землю.

V Всероссийский съезд Советов 10 июля 1917 года принял Конституцию РСФСР. Россия объявлялась Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, то есть все остальные сословия поражались в правах. Появились Советские национальные республики.

В деревнях в 1918 году было организовано более 100 тысяч комитетов бедноты, перед которыми была поставлена задача вести борьбу с кулаками. Вводится продовольственная разверстка – крестьяне обязаны сдавать излишки хлеба государству.

В городах обобществляются жилые дома. Ужесточается «Диктатура пролетариата» – официально оформленная неограниченная власть одного класса, а точнее его вождя. Официально начинается «Красный террор», для исполнения которого используются карательные отряды, набранные из военнопленных австро-венгерской, немецкой, чешской, турецкой армий, латышских стрелков и китайских волонтеров.

Общество разделили на множество групп и стравили.

Но оставалась гигантская сила веками объединявшая наше общество независимо от имущественного положения, чина и сословия конкретных граждан. Народ, даже участвуя в экспроприациях, отказывался воевать с братьями по вере. И Ленин направил свои основные усилия на уничтожение церкви и православия.

Одно из самых первых решений Ленина после октябрьского переворота относилось именно к Церкви. Этим подчеркивалось, что он считает Русскую Православную Церковь своим главным врагом. Монастырские и  церковные земли были изъяты государством. Ленин дает указание, «провести беспощадный массовый террор против …попов». По его инициативе запрещена деятельность Поместного Собора. В стране организуются судебные процессы над духовенством, оно подвергается непрерывной травле и террору. Актом антирелигиозного вандализма большевиков стал обстрел Кремля – святыни православного народа. С военной точки зрения в нем не было необходимости, поскольку юнкера, занимавшие Кремль, покинули его.

13 (26) октября 1918 года Патриарх Московский и всея Руси Тихон направил в Совет народных комиссаров послание, в котором определил позицию Православной церкви: «Целый год вы держите в руках своих государственную власть. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды:. Наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду.

Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных. Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха. Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди?

…Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. …Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль – это священное достояние всего верующего народа.

…Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя…

Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем Мы Наше слово увещания… обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. XI, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. XXVI, 52)».
Как большевики прореагировали на увещевание видно из письма о событиях в Шуе, написанного Лениным 19 марта 1922 года во время искусственно организованного голода:
«Товарищу Молотову для членов Политбюро. Строго секретно. Просьба ни в коем случае копий не снимать…Ленин.
Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления… Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть и в несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало ….позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс.

Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий…чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Церковь была отделена от государства, но государство не отделилось от церкви. Ни один храм и ни один монастырь не избежали участи разграбления, большая часть была закрыта или разрушена. Только расстреляно было 8100 священников и монахов.

Как провокационное действие в храмах публично вскрываются мощи святых. По указанию Ленина к судебной ответственности привлекается Патриарх Тихон. Были зверски убиты многие митрополиты и епископы. Большевики получили астрономические суммы, а население погибало от голода.

Все диктаторы в истории возвеличивали свою страну и если боролись с религией, то только в целях   собственного возвеличивания. Ленин осознанно изнутри разрушал наше Отечество, изменяя присущие человеческой природе понятия добра и зла, уничтожая носителей духовности и храмы, в которых человек сам вспоминал о своем предназначении.

10 марта 1923 года после двухчасового припадка Ленин потерял всякую возможность мыслить и общаться, но безбожная машина уже была запущена и автор ее требовался только в качестве нового идола, не важно живого или мертвого. 26 апреля Ленин избирается членом Политбюро, а 6 июля главой советского  правительства. Перенос тела в мавзолей уже ничего не менял. Безбожие стало стержнем новой советской религии.

В 1917 году численность православных верующих в России составляла 117 миллионов человек, действовало 80 800 храмов и часовен, 1025 монастырей, 35 000 школ и 34 500 библиотек. Численность священнослужителей превышала 66 тысяч человек. В войне с храмами было несколько крупных битв. Первая в 1917-1923 годах, вторая в 1932-1941. Во время войны службы в некоторых храмах были восстановлены, но после ее окончания процесс уничтожения восстановился.

В 1958 году в СССР действовало 13 372 храма и 63 монастыря. Особенный размах репрессии приняли в 1961 году, когда ХХII съезд КПСС провозгласил построение к 1980 году коммунизма, в котором для Церкви как «единственного легально существующего врага марксизма» места не было. В 1959 году было закрыто 364 прихода – средние сталинские темпы, а со следующего года темпы закрытия выросли в 3-4 раза. В 1966 году осталось 7523 храма и 18 монастырей. Была закрыта Киево-Печерская Лавра и большинство семинарий, запрещен колокольный звон и введена принудительная регистрация крещений. Начались судебные процессы по лишению верующих родительских прав. Верующие составляли уже только треть от общей численности населения.

При Брежневе антирелигиозная политика продолжалась, хотя и меньшими темпами. Лагерные сроки давались за размножение и распространение религиозной литературы. Было ужесточено применение статьи 142 УК РСФСР за религиозное обучение детей, проведение религиозных собраний и распространение слухов о чудесах. Разговоры о Чуде при битве за Москву стали уголовно наказуемы. К 1986 году в СССР осталось лишь 6794 открытых храма.

В речах Сталина и в советской пропаганде воевавшему народу постоянно вдалбливалась мысль: «Наше дело правое, победа будет за нами!». Сталин, как бывший семинарист, не мог не знать что, «правое» значит соответствующее Правде Божией, просто он себя считал равным Богу.

Основываясь на первоначально заложенных в природу человека понятиях добра и зла, понятие «право» основывается на совести. До 19 века считалось, что право нельзя отменить, как нельзя отменить совесть, а можно только усовершенствовать. Сегодня доминируют взгляды, что право есть человеческое изобретение, конструкция, выдуманная обществом (или кем-то) для своей пользы, для решения задач определяемым им самим.

Главный признак свободы не право поговорить, а право на жизнь в Правде (истине). Это соответствует человеческому пониманию справедливости, а также принципам выбора власти (Правительсва) которая должна править по справедливости.

Что мы можем исправить в прошлом – не так много. Не восстановить заводы, не исправитьдела, не воскресить мертвых. Мы можем только восстановить Правду –  истинное знание о нас самих и восстановить то, что не должно меняться – Храмы. Иначе нам не найти самих себя.

Храм-памятник

Проект Храма-памятника

Проект Храма-памятника

На официальные запросы мэру Москвы и губернатору Московской области, не смотря на поддержку Комитета по общественным связям правительства Москвы и Совета ветеранов, получены ожидаемые ответы от двух министерств культуры, что памятников уже три тысячи штук, денег в бюджете нет и, главное, земля на ближних подступах к Москве, где были остановлены немецкие войска не является мемориальной, поэтому может застраиваться собственниками.
Выбить участок дорогой подмосковной земли – дело нескольких лет, а хотелось, чтобы ветераны увидели построенный Храм.

В Бурцево и Ржавках церкви сохранились, но храмы-памятники принято строить вновь или восстанавливать на месте разрушенных, так как само строительство становится духовным памятником.
В Козино очень маленький участок земли, вплотную окруженный частными домами. К тому же храм уже восстанавливается без связи с военными событиями.

Частный застройщик территории в Катюшках уже вывесил в интернете информацию о новых многоэтажных домах, которые будут построены на месте бывшего монастыря и начинает продажу будущих квартир.
Храма-памятника Московской битве на последних рубежах обороны города не существует. Это объясняется как общей недооценкой этого события, так и чисто бюрократическим обстоятельством, Москва – один субъект федерации, а Московская область, на территории которой происходили основные события – другой.

Покровский храм-памятник защитникам Москвы у д. Ельня

Покровский храм-памятник защитникам Москвы у д. Ельня

Храм-памятник Покрова Пресвятой Богородицы в память защитников Москвы построен стараниями Т.В.Чижиковой на частные пожертвования только на Можайской линии обороны у деревни Ельня в 120 километрах от центра Москвы, рядом с Бородинским полем.

Единственный реальный вариант строительства рядом с Москвой – в деревне Рузино (название деревни от Русино, русин – житель древней Руси). Благодаря матушке Иустине под Храм оформлено свыше двух гектаров земли и найдены чертежи разобранного здания. Возрождение храма благословил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. На пожертвования прихожан разработан проект храма-памятника и начинается  его строительство.

Наша цель не просто собрать деньги, а построить народный храм, в котором каждый кирпич будет именным, в честь погибшего защитника Москвы и иметь конкретного жертвователя.